Меню сайта
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Интервью Сергея Кузнецова с Еленой Соловей

МНЕ ГРЕХ ЖАЛОВАТЬСЯ НА СУДЬБУ…

Интервью Сергея Кузнецова с Еленой Соловей

Елена Соловей — Заслуженная артистка России, лауреат Каннского кинофестиваля. Снялась более чем в 50-ти фильмах, многие из которых вошли в золотой фонд российского кино. Среди них: «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Открытая книга», «Несколько дней из жизни Обломова», «Вам и не снилось», «Ищите женщину», «Блондинка за углом», «Без семьи», «Жизнь Клима Самгина» и др.

Ее героиня все время хотела уехать в Париж, сама она уже много лет живет под Нью-Йорком, а фильмы с ее участием продолжают завоевывать сердца зрителей в России.

Сергей Кузнецов: Расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша артистическая карьера.
Елена Соловей: Я училась во
ВГИКе, в мастерской Бориса Андреевича Бабочкина. Впервые я снялась в фильме «Король-олень». И почти одновременно — в телеспектакле «Цветы запоздалые». (Это постановка Анатолия Мироновича Наля по пьесе Юрия Олеши с актерами МХАТа).
С. К.: Кто с вами снимался в этом фильме?
Е. С.: Кира Николаевна Головко, Анастасия Платоновна Зуева, Юрий Пузырев, Михаил Болдуман, Михаил Зимин…
С. К.: Один из любимейших моих фильмов с вашим участием это «Король-олень». Это удивительно добрая, мудрая сказка. А вам самой нравится этот фильм?
Е. С.: По-моему, картина симпатичная. У нее, правда, не очень счастливая судьба. Этот фильм очень необычный и достаточно условный. Поэтому он не вписывался в систему сюжетных фильмов, в том числе и сказок.
Мне кажется, поэтому, картина была сначала довольно холодно принята и не имела такого успеха, как сейчас. Совсем недавно я смотрела ее на кассете и, хотя была плохая копия, но все время не проходило ощущение очарования от игры замечательных актеров, которые были тогда совсем молодыми: Ефремов, Табаков, Юрский, Яковлев… Наверно, Табакову и Ефремову было лет по 35. Совсем мальчики!
Съемки проходили в Ялте. Роль у меня была очень маленькая, но я бегала на все съемки и получала огромное удовольствие от игры актеров. Я до сих пор помню очарование этих дней.
С. К.: А что же было потом?
Е. С.: Я снялась в картине Рустама Хамдамова «В горах мое сердце». Этот фильм имел призы на наших ВГИКовских фестивалях и большой успех у публики. А после этого у меня была дипломная работа. Я играла Аманду в «Стеклянном зверинце» Теннесси Вильямса. Затем я снялась в фильмах: «Семь невест ефрейтора Збруева», «Был вечер, и было утро», «Дети Ванюшина»…
С. К.: А кто из вашего институтского выпуска наиболее состоялся, как актер?
Е. С.: У нас училась Наташа Богунова, которая снималась в фильме «До свидания, мальчики»; Владимир Носик — он сейчас очень много снимается в кино; Сергей Гурзо. У нас вообще был уникальный курс — очень много девушек. Судьба есть судьба. Не у всех жизнь сложилась одинаково. Мне, наверное, повезло больше других.
С. К.: Расскажите, пожалуйста, о вашей работе в театре.
Е. С.: Я работала в Ленинграде в театре Ленсовета. Но это было уже после всех фильмов, которые поставил Никита Михалков.
По окончании ВГИКа меня пригласили в Малый театр. Я уже подписала заявление о том, что хочу поступить в труппу Малого театра. Этому очень содействовал Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Я в то время вместе с ним пробовалась в фильме «Дядя Ваня» у Андрона Кончаловского. Он был на моем выпускном спектакле «Стеклянный зверинец» и пригласил меня на пробы на роль Елены Андреевны. А на роль Серебрякова пробовался Борис Андреевич Бабочкин. Но Борис Андреевич отказался от роли. Потом, в институте, он мне сказал: «Ты можешь себе представить, что Андрон мне предложил: «Борис Андреевич! Не играйте ничего, будьте таким, какой вы есть. Вы таким мне и нужны!» Мальчишка! Он не понимает, что я с ролью должен переспать!» Вот какие были артисты !
С. К.: А почему же не утвердили вас?
Е. С.: Я думаю, что мне рано было играть Елену Андреевну. Кончаловский хотел предложить мне роль Сони. Ему хотелось, чтобы я сыграла кого-нибудь в этом фильме. Я помню, Смоктуновский мне сказал: «Я за тебя держу кулачки, чтобы удачно прошли пробы». Но я убежала вся в слезах, поняв, что эта роль не для меня.
С. К.: А как же Малый театр?
Е. С.: Покойный Равенских говорил мне, что Смоктуновский очень хочет, чтобы я играла в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Мой учитель Б. А. Бабочкин тоже играл в Малом театре. Именно он и представил меня труппе.
Борис Андреевич хотел специально для меня ставить «Чайку», а в спектакле «Фальшивая монета» предлагал любую роль на мой выбор. Но жизнь сложилась так, что я уехала в Ленинград. Как говорят, не судьба…
В театре Ленсовета в Ленинграде Виктюк должен был ставить «Анну Каренину». И кто-то предложил Игорю Петровичу Владимирову на роль Анны Елену Соловей. А Владимиров посоветовал Виктюку. И вот, Игорь Петрович официально пригласил меня в театр Ленсовета. Но «Анна Каренина» не состоялась…
С. К.: Опять не судьба? Похоже, ваша театральная карьера поначалу была более драматична, чем карьера киноактрисы?
Е. С.: Зато я сыграла свою первую роль в театре Ленсовета в спектакле «Победительница» по пьесе Арбузова. Это была самая любимая моя роль.
С. К.: А сколько лет вы там играли?
Е. С.: Около семи лет.
С. К.: Коль вы уже упомянули ранее Никиту Михалкова, расскажите, пожалуйста, о его фильмах, в которых вы снялись еще до театрального периода. И я бы очень хотел, чтобы вы начали свой рассказ с фильма «Раба любви».
Е. С.: Дело в том, что картина «Раба любви» имеет свою предысторию. Ее начал снимать Рустам Хамдамов. Называлась картина «Нечаянные радости». Но она не была закончена. Там были свои проблемы… А поскольку картина снималась в экспериментальном хозрасчетном объединении Г.Н.Чухрая, и на нее были уже затрачены деньги, картину нужно было выпускать. На оставшиеся деньги разным режиссерам предлагали закончить фильм. Но все отказывались. Одним из авторов сценария был Андрон Михалков-Кончаловский, брат Никиты Михалкова. Никита в то время только что пришел из армии, и Андрон предложил ему попробовать. Никита согласился, но только попросил написать для него новый сценарий.
С. К.: То есть, Михалков полностью переснял фильм?
Е. С.: Конечно. Недоснятый фильм «Нечаянные радости» и «Раба любви» не имеют ничего общего, кроме главной героини, то есть меня, которая как бы соединила обе картины. Никита Сергеевич сначала хотел набрать всех новых артистов для фильма. И я повторно участвовала в пробах на общих основаниях. И меня опять утвердили на главную роль.
Но, как ни странно, мы познакомились с Михалковым еще раньше. Только он об этом не знает.
С. К.: Как это?
Е. С.: Когда я приехала «завоевывать» Москву из Красноярска, то имела амбиции провинциального человека. Всегда хотела быть артисткой. Я узнала, что при театре Станиславского есть профессиональная творческая студия, и поступила в нее. Я ходила тогда с какими-то косичками, бантиками… Помню, как наш мастер как-то сказал: «О, Никита Сергеевич пришел!». Это был шестнадцатилетний Никита Михалков.
С. К.: А он уже снялся тогда в фильме «Я шагаю по Москве»?
Е. С.: Я думаю, что нет. Тогда он снялся в фильме «Приключения Кроша». Эту картину вся молодежь обожала.
С. К.: Вернемся к фильму «Раба любви». Говорят, что прототипом для вашей героини была Вера Холодная.
Е. С.: Я не могу это утверждать. Судьба Веры Холодной явилась как бы поводом для сценария к картине Рустама Хамдамова «Нечаянные радости». Он задумал этот фильм когда еще учился во ВГИКе. Я считаю, что в новом сценарии главная героиня уже никакого отношения к Вере Холодной не имела. Это связано как-то опосредованно. Но это — не ее судьба, не ее биография.
С. К.: Прежде чем сниматься в фильме «Раба любви», вы смотрели фильмы с участием В. Холодной и других звезд немого кино?
Е. С.: Конечно. Для того, чтобы проникнуться духом того времени.
С. К.: Буквально накануне нашей встречи по русскому каналу показывали «Рабу любви». И я подумал: «Какая интересная судьба. Ваша героиня хотела уехать во Францию, но ей это не удалось. А артистке Елене Соловей удалось уехать в Америку и там жить…».
Е. С.: Я очень часто думаю, что когда моя героиня уезжает на этом трамвае, здесь как бы предсказана моя судьба.
С. К.: Хотелось бы вспомнить еще об одном замечательном фильме Михалкова — «Неоконченная пьеса для механического пианино». Там он собрал потрясающее созвездие актеров.
Е. С.: Да, этот фильм получил в Америке приз за лучший актерский ансамбль.
С. К.: Скажите несколько слов об атмосфере самих съемок.
Е. С.: Атмосфера была замечательная. Фильм снимался особенным образом: все сцены были предварительно отрепетированы. Я не знаю, работает ли в этой манере Никита Сергеевич сейчас. Мы выезжали на съемки в любую погоду, играли, т. е. репетировали. Но камеру не включали. Поэтому, мне кажется, у этой картины есть самое ценное — запрограммированная импровизация. А на экране уже получается как бы рождение или восстановление того ушедшего от нас мира старых дворянских усадеб с их обитателями.
С. К.: А где снимался этот фильм?
Е. С.: На Оке. Старая, заброшенная усадьба была специально приведена в порядок для съемок.
С. К.: Вы снимались к фильме «Открытая книга»…
Е. С.: Режиссер этого фильма Виктор Титов, очень талантливый человек, рано ушедший от нас. Мы вместе с ним учились во ВГИКе. Он получал призы на ВГИКовских фестивалях. Мне кажется, что все, что он делал, было отмечено его талантом. И когда Титов пригласил меня на роль Глафиры в фильме «Открытая книга», я была очень счастлива. Там тоже был прекрасный актерский ансамбль: О. Табаков, Ю. Богатырев, И. Савина, Г. Тараторкин.
С. К.: Нельзя, вспоминая фильмы с участием Елены Соловей, не сказать о картине «Вам и не снилось». Я помню, что в журнале «Юность» была напечатана повесть с трагической концовкой: мальчик выпрыгнул из окна и погиб. А в фильме все иначе. Молодежь 80-х годов очень любила этот фильм. Учительница, роль которой вы исполняете, убеждает детей, что любовь в жизни — это не самое главное. А как вы сами считаете?
Е. С.: Конечно, все наоборот. Любовь — это главное в жизни. Моя героиня была обделена. В ее жизни любви не было. На мой взгляд, в повести учительница была отрицательным персонажем. Она была не способна на любовь. В картине все было немного сглажено.
С. К.: Это вы привнесли свое отношение к ней?
Е. С.: Ну, во-первых, уже в сценарии она была несколько другой. И мой характер, вероятно, сгладил острые углы. В действительности, мне хотелось, чтобы роль этой учительницы была более острой, но не получилось. Кстати, то, что картина заканчивается благополучно, лишило ее остроты: ведь смысл был в конечной трагедии любви двух современных Ромео и Джульетты. Хотя публике, действительно, фильм очень понравился. И когда я встречалась со зрителями, они в один голос говорили, что очень полюбили мою героиню. Ну, думаю, ладно, коль полюбили, значит, роль удалась.
С. К.: Часто ли вы в молодости сами влюблялись, и часто ли влюблялись в вас?
Е. С.: Конечно. Я была ужасно влюбчива. Влюблялась с детства, увы, без взаимности.
А вот теперь уже 31 год влюблена в одного человека и, надеюсь, взаимно.
С. К.: Я так понимаю, что этот человек — ваш муж. Расскажите несколько слов о своей семье.
Е. С.: Мой муж Юрий Пугач — в прошлом художник — постановщик киностудии "Ленфильм". Мы встретились с ним на съемках фильма "Драма из старинной жизни" и с тех пор вместе уже 31 год. Иногда даже работали на одних картинах. В том числе на моих любимых "Открытая книга" и "Жизнь Клима Самгина".
Наша дочь Ирина, успешно отучившись в двух университетах, занимается научной работой. Живет с семьей в Калифорнии. Сын Павел учится в аспирантуре Корнельского университета. Женат. Живет в Нью-Йорке. А еще у нас есть чудесная внучка Соня. Наше маленькое счастье. Ей 11 лет, но она уже в седьмом классе.
С. К.: Большинство ваших ролей в кино — это положительные героини, кроме, пожалуй, роли в «Принце Флоризеле».
Е. С.: А в театре было все по-разному, начиная с первой роли в «Победительнице». Ведь Арбузов написал такую «Антитаню». Сыграть в этой пьесе героиню было достаточно трудно, но интересно.
С. К.: А вы хотели бы сыграть Таню в арбузовском спектакле?
Е. С.: Наверное, нет. Как ни странно, я очень полюбила «Победительницу». Там мы играли с Михаилом Боярским. Это был аншлаговый спектакль. Он шел огромное количество раз в больших и малых залах, даже на стадионах… Это было что-то удивительное. Наверное, в Арбузове есть какая-то магия…
С. К.: Бытует мнение, что актрисы не любят отрицательных ролей…
Е. С.: Я люблю. И потом, что такое отрицательный персонаж? Это нормальный человек, поставленный в необычные условия. Жизнь у всех складывается по-разному, и от этого люди бывают лучше или хуже.
С. К.: Вы играли вместе с Олегом Далем в фильме «Приключения принца Флоризеля»…
Е. С.: С Олегом Далем мы были очень давно знакомы. Мы вместе учились у одного педагога в студии художественного слова в Доме детей железнодорожников в Москве.
С. К.: А как звали этого педагога?
Е. С.: Маргарита Рудольфовна Перлова. Я считаю, что это именно она вывела нас в артистическую жизнь. Мы с Олегом вместе пробовались в картине «Хиросима — любовь моя» у Александра Митты. Я очень любила этого артиста. Он был удивительно талантлив.
С. К.: В каком году вы уехали в США?
Е. С.: В 1991.
С. К.: Вы много снимались в кино, играли в театре, и вдруг — отъезд. Быть может, вы бы смогли еще что-то сказать в российском кинематографе.
Е. С.: Кто знает. Мои последние работы были в картине "Рогоносец" с Виталием Соломиным и в фильме «Анна Карамазофф» у Хамдамова. Потом меня приглашали сниматься в каком-то сериале, от которого я отказалась. Предложений было много, но жизнь есть жизнь…
С. К.: Вы часто говорите: «Не судьба», «Так получилось»… Вы фаталистка?
Е. С.: Я верю в предначертанность судьбы. Но это совсем не значит, что нужно жить "плывя по течению". Просто иногда обстоятельства сильнее нас.
С. К.: Вы недавно были в Москве. Как вам столица?
Е. С.: Москва очень изменилась. Она похорошела, но стала другой… Чужой. Я теперь чувствую себя там в гостях.
С. К.: А вы не хотели бы снова начать сниматься в России?
Е. С.: Сейчас в России и так много хороших актеров — и молодых, и моего возраста. Я могла бы сняться в России, если бы режиссеру потребовалось снять в фильме именно Елену Соловей.
С. К.: В Вашингтоне и в Нью-Йорке я видел вас в составе коллектива «Блуждающие звезды» под управлением А. Журбина. К сожалению, театр распался. Играете ли вы сейчас на сцене в США?
Е. С.: В Канаде существует русский театр имени Варпаховского. Меня туда пригласили, и я играла в пьесе "Дядюшкин сон" по Достоевскому.
С. К.: Но ведь это разовые приглашения. Неужели вы не скучаете по своему зрителю, неужели вам, как актрисе, не хочется снова и снова выходить на сцену?
Е. С.: Действительно, каждый актер имеет своего зрителя. На спектакль с Еленой Соловей не пойдет человек, который ходит на другого актера. На мои спектакли в Ленинграде приходили мои зрители. Я это чувствовала. Даже на творческих встречах я знала, что в зале сидят люди, которые меня любят. Естественно, артист живет ради зрителей, существует энергетика зрительного зала…
С. К.: То, о чем мне рассказывал еще один петербургский актер Игорь Дмитриев.
Е. С.: Конечно, на спектакле я заряжаюсь, вылечиваюсь от всех болезней. А на творческих вечерах я наоборот, трачусь. У меня всегда после них головная боль. Я совершенно разбита. Я помню, Юра Богатырев говорил мне: «Лена, зачем ты так тратишься?».
А спектакль — это особое дело. Существует мнение, что актер не может без сцены. Мол, человек, хоть раз вышедший на сцену, уже ею отравлен. Наверно, это так, если у тебя кроме сцены ничего нет другого. Снится ли мне сцена? Тоскую ли я? Конечно, да. Но это не значит, что я умираю без сцены. Мне есть, чем жить. Я чувствую себя совершенно полноценным человеком и не выходя на сцену. Сейчас у меня своя детская театральная студия. И, хотя дети забирают огромное количество времени, я получаю удовольствие от преподавания.
С. К.: Вашу студию посещают американские или русские дети?
Е. С.: Русские. В будущем у нас будет студия и на английском языке. Родители приводят своих детей на 3-4 часа заниматься театром и русским языком. В системе театра я даю им упражнения по развитию языка. Они очень много учат наизусть. Преподавание танца, живописи и музыки идет на русском языке. Правда, между собой дети эмигрантов говорят по-английски. Но, мне кажется, очень полезно, чтобы они общались и на русском языке.
С. К.: В вашей студии работают несколько преподавателей?
Е. С.: Конечно. Дети занимаются театром полтора часа, потом они переходят в классы, где занимаются музыкой, изобразительным искусством и танцем. Наши дети в 7-8 лет знают, кто такие Чайковский, Мусоргский, Бах, Моцарт. Они слушают музыку и могут отличить произведения разных композиторов.
С. К.: А вы их учите по системе Станиславского?
Е. С.: Нет. Может быть, будем преподавать эту систему старшим.
С. К.: Неужели вам не хочется написать воспоминания?
Е. С..: Мне не интересно писать о себе.
С. К.: А о своих ролях, партнерах по кино и театру?
Е. С.: Может быть, когда я стану старенькой, то напишу. Сейчас меня это не занимает. Сейчас та, прежняя жизнь уже прошла. И когда я вспоминаю о ней, то всегда говорю себе: «Боже, какая я счастливая! Как я должна быть благодарна судьбе, так как в жизни моей были только подарки. Замечательные режиссеры, актеры…»
Мне грех жаловаться на судьбу.
С. К.: Большое вам спасибо за интервью.
Вашингтон — Нью-Йорк

Категория: Мои статьи | Добавил: nash-dom (16.04.2009)
Просмотров: 1226
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]